ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
НА ДОСКЕ:
(Слова из словаря учебника и рамочек учебника.)
в..личина микр..фон пр..дшестве(н/нн)ик
виде..камера мног..образие пр..лес(?)ный
в..трина м..н..лог пр..порц..я
вит..зь мультимед..а пр..св..щение
вп..пыхах ..фицер р..комендац..я
пе(р/рр)он р..монт ед..номышле(н/нн)ик
за(ж/жж)ё(н/нн)ый р..ком..ндац..я изя(щ/щь)ный
- заже(ч/чь) ..ксплуатац..я мо(ч/чь)
иску(с/сс)ный эл..мент тра(с/сс)а
иску(с/сс)тво совер..менник те(р/рр)аса
совреме(н/нн)ики сожж..нный осл..пительный
ар..мат соотеч..ственник пр..порц..я
|
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Объяснение темы «Неполные предложения»
Полные предложения — это предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для его понимания.
Неполные предложения — это предложения, в которых пропущен какой-либо член — главный или второстепенный, но он легко восстанавливается из контекста или по ситуации: Товарищ пошёл в библиотеку, а я — в бассейн.
Неполные предложения чаще всего используются в устной речи. Опущенными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.
Чаще неполные предложения встречаются в диалогах, пословицах, поговорках, художественных описаниях.
Обычно контекст или конкретная ситуация подсказывают лексическую конкретность опущенных членов предложения, т. е. определяют лексическое значение опущенных слов.
Например: Мальчик опустил яхту на зелёную воду и отступил на шаг, давая простор ветерку. Но лоскутки парусов даже не шевельнулись. Кораблик не тронулся с места.
— Не плывёт, — вздохнула мать. — Пошли.
— Поплывёт, — сказал мальчик.
У неполных предложений есть свои стилистические преимущества: они придают речи живость, естественность, непринуждённость, а главное, позволяют выделить новое.
3. Работа с учебником
§ 37.
4. Закрепление материала
Задание: Спишите текст, определите, какой член предложения опущен в неполных предложениях. Дополните предложения опущенными членами предложений.
Данный текст с неполным предложениями
|
Мой вариант текста с полными предложениями
|
Доктор в этом месте почему-то улыбнулся.
— Вы говорили с ним?
— Говорил.
— О чём?
— По-моему, о каком-то южном городе.
— Иван Иваныч, эти дневники у
вас здесь? В этом доме?
— Здесь.
— Покажите. (В. Каверин)
|
Доктор в этом месте почему-то улыбнулся.
— Вы говорили с ним?
— Я говорил.
— О чём вы говорили?
— По-моему, мы говорили о каком-то южном городе.
— Иван Иваныч, эти дневники у
вас здесь? В этом доме?
— Дневники находятся здесь.
— Покажите их мне.
|
5. Словарная работа
• Спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
• Составьте с некоторыми словами мини-текст, в который входило бы
1) простое полное предложение;
2) простое неполное предложение;
3) назывные предложения.
Например: Из поезда на перрон вышли офицеры.
Впопыхах кто-то забыл в вагоне фуражку.
— Догоню, идите.
Вокзал шумел. Толпа. Ослепительные огни. Аромат цветов встречающих всюду благоухал.
6. Мини-диктант
• Запишите под диктовку предложения. Подчеркните неполные предложения.
Странное то было лето. Всё в нём перепуталось. В исходе мая листва берёз оставалась по-весеннему слабой и нежной, изжёлта-зеленой, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень ещё позже. Такое не помнили ивановские старожилы. Впрочем, и вообще толком ничего не помнили. Когда ландышам цвести, а когда — ночным фиалкам. Когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб...
(Ю. Нагибин)
• упражнение 213.
• Проверка. Обсуждение.
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
§ 37 упр. 214, 215.
|