Четверг, 28/Марта/2024, 14:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт преподавателя

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

проект "Компьютерная зависимость"

Актуальность:

      Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как  компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило  переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок  повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество  прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем   связи, качественно изменило принцип работы банков и административных  учреждений.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров  совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На  сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что  позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области  компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют  "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а   главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

      Так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость,   растет с каждым днем, компьютерная зависимость стала очень серьезной проблемой.

Проблема: Повышенная увлеченность подростков компьютерными играми в ущерб учебе, общению с друзьями и членами семьи.

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.

Задачи:

1. Выяснить уровень информированности подростков по проблеме компьютерной зависимости.

2. Дать достоверную информацию о причинах и последствиях формирования компьютерной зависимости.

3. Сформировать навык критического отношения к компьютерным играм.

4. Способствовать развитию навыков социального взаимодействия.

Гипотеза: компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку, комплексы.

 

Механизм реализации проекта:

Проект реализуется по 4 направлениям:

1. Поисковое направление.

2. Экспериментальное направление.

3. Просветительское направление.

4. Тренинговое направление.

Механизм реализации проекта

I. Поисковое направление

II. Экспериментальное направление

IV. Тренинговое направление

III. Просветительское направлени

 

 

 

  

 

 

 

 






Поисковое направление:

Цель: теоретическое изучение проблемы компьютерной зависимости подростков.

Задачи:

 изучить психологическую литературу по проблеме компьютерной зависимости подростков;

 определить феномен компьютерной зависимости;

 сопоставить обнаруженные в литературе факты с  ситуацией в нашем техникуме

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр) для компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- человек предпочитает есть перед монитором;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Можно выделить три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия зависимости.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов. Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

3. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

 

Экспериментальное  направление:

Цель: экспериментальное изучение феномена компьютерной зависимости подростков.

Задачи:

·        совместно составить анкету для социологического опроса по проблеме компьютерной зависимости подростков.

·        провести анкетирование обучающихся техникума;

·        проанализировать результаты опроса.

На улице  был проведен социологический опрос подростков. В мониторинге принимало участие 33 человека.

В первом опроснике предлагалось ответить на 7 вопросов, касающихся оценки серьезности проблемы игромании, выбрав в каждом случае один из трех ответов: «Да», «Нет», «Не знаю».

1. Является ли игромания проблемой общества?

2. Является ли игромания болезнью?

3. Осознают ли игроманы свою зависимость от компьютерных игр?

4. Можно ли справиться с игроманией усилием воли?

5. Сталкивались ли вы сами или ваши родственники с проблемой игромании?

6. Как вы думаете, коснется ли лично вас проблема игромании?

7. Как часто вы играете  в компьютерные игры или используете Интернет?

На основании обработки данных можно говорить о следующих результатах:

Актуальность

Более 50 % людей (58 %) осознают актуальность проблемы игровой зависимости в нашем обществе, 28 % не видят под игроманией проблемы, 16 % не дали определенный ответ на этот вопрос.

Игромания – это болезнь?

50 % считают игроманию – болезнью. 22 % – нет. 28 % затруднились дать конкретный ответ на данный вопрос.

Зависимость

63 %  считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании. При этом  (74%) считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не осознают, что зависят от них.

Борьба с зависимостью

27 % подростков не уверены, что только с помощью волевого усилия можно справиться с игровой зависимостью. 57 % уверены, что победить игровую зависимость с помощью волевого усилия невозможно. Таким образом, суммарно 84% (27 + 57 = 84 %) в целом считают, что для борьбы с игровой зависимостью недостаточно волевого усилия. 

Время

28 % опрошенных редко играют в  компьютерные  игры, однако 55 % регулярно используют Интернет для развлечения и общения, и 17 % опрошенных очень часто играют в компьютерные  игры и пользуются Интернетом. 

А ты сидишь на "компьютерной игле"?

Мини-тест на психологическую компьютерную зависимость:

1) Вы с трудом отвлекаетесь от игры, общения в чате или Интернета?

2) Вы испытываете недовольство или раздражение при вынужденном отвлечении от компьютера?

3) Вы забываете о домашних делах, учебе, проводя время за компьютером?

4) Вы испытываете трудности при планировании окончания сеанса за компьютером?

5) Вы предпочитаете компьютер общению с друзьями либо занятию спортом либо другому альтернативному времяпрепровождению?

6) Вы ощущаете эмоциональный подъем во время работы с компьютером?

7) Вы регулярно расходуете деньги на обеспечение обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера?

8) Вы проводите за компьютером в Интернете (либо играя) больше 4 часов в день?

Если у тебя 8 ответов "Да" — поздравляем: ты — типичный "игроголик", пришло время обратиться к специалистам.

Если у тебя более 6 ответов "Да" — до звания "компьютерный маньяк" — один шаг.

Если у тебя более 3 ответов "Да" — ты — "геймер"! ("Геймеры" — люди, которые используют компьютер в большей степени только ради игр, но у них есть все шансы достичь статуса "игроголика").

Если все ответы отрицательные — пройди тест еще раз, мы тебе не верим 

Выводы исследования

На основании проведенного мониторинга можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информированности подростков о данном социально-значимом заболевании.

Но, несмотря на осведомленность подростков о серьезности проблемы игровой зависимости, с каждым днем растет количество подверженных игромании молодых людей.

А потому со своей стороны мы видим важность продолжения профилактической работы в молодежной среде.


Просветительское направление:

 

Виды деятельности:

- Классный час-дискуссия  «Что такое компьютерная зависимость?».

- Проблемный классный час «Как стать уверенней в себе?».

- Беседа «А в мире столько интересного!».

- Классный час по типу ток-шоу «Игромания и компьютерная зависимость».

- Беседа с элементами обсуждения «Комплексы? Не у меня!».

- Классный час «Толерантность».

- Внеклассное мероприятие "Дороги, которые мы выбираем..."

 

Тренинговое направление:

 

Виды деятельности:

- Тренинговые занятия «Как избежать психологических комплексов».

- Тренинговые занятия «Люди существуют друг для друга».

- Занятие «Дружба и ее значение в жизни человека».

- Занятие в тренинговом режиме «Умение жить среди людей».

- Занятие в тренинговом режиме «Быть уверенным – это здорово!» (формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению).

- Творческое занятие «Эстафета увлечений».

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz