Среда, 24/Апреля/2024, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт преподавателя

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Урок по литературе: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки.

Урок по литературе: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.Сказки.

 

Тема урока:      Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью писателя – сатирика Салтыкова – Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием; вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика, определить какие пороки обличает автор в сказках.

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум).

Особенности урока: использование информационно- коммуникативных технологий при изучении сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина.

Межпредметные связи: литература, словесность,  информатика.

Оборудование и оформление: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, тексты сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина,  вводная презентация учителя по теме урока.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

Психологически настроить их на предстоящее занятие.

Вводная часть

1. Сообщение темы урока

2. Постановка целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по творчеству А.С.Пушкина

III. Изучение нового материала.

1.     Доклад:  «Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина».

(Зачитывает учащийся).     

2. Презентация.

Демонстрация слайдов с фотографиями из семейного альбома Салтыковых.

3. Запись в тетрадях хронологической таблицы биографических фактов писателя.

Родился 15 (27)  января 1826  в селе Спас-Угол  Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца.

Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком,  пишет по-русски.

1836 –1838 гг. Московский дворянский институт. 

1838 –1844 гг. Царскосельский лицей.

1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

1844 – после окончания лицея определён чиновником в канцелярию Военного министерства.

1847 - повесть «Противоречия»

1848 – повесть «Запутанное дело»

1848 – за свои первые повести Салтыков  отправлен в ссылку в Вятку, где  пробыл почти 8 лет.

1858 -1862 - вице-губернатор Рязани, потом Твери.

1863 -1864 - сотрудничает в журнале «Современник»

1864 -1868 - возглавляет казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани.

1868 - по велению царя уволен в окончательную отставку.

1868 - 1884 - работает в журнале «Отечественные записки»

1882 - 1886 - пишет цикл сказок.

1889 – Салтыков - Щедрин похоронен на кладбище в Петербурге.

4. Лекция учителя и элементами презентации.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке присущи сатирическая направленность, писатель же обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств  в русских людях.

Всего 32 сказки.

Первые из них:  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» - были напечатаны Щедриным в 1869 г. в журнале «Отечественные записки».

Основные задачи:

 Обличение пороков.

 Освещение злободневных вопросов русской действительности.

 Выражение народных идеалов, идей.

Идейно-тематическое содержание сказок.

 Обличение самодержавия

 Обличение господствующего класса

 Обличение бездеятельных либералов и обывателей

 Показ положения угнетенного народа

Особенности  щедринских сказок.

 Жанр политической сказки.

 Соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический, бытовой.

 Использование сатирических приёмов: гротеск, гипербола, сарказм.

 Фольклорные традиции (сказочные зачины, фольклорные образы, сюжеты, пословицы, поговорки).

 Нет положительных героев.

Язык сказок.

 Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

Значение сказок.

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью.

5. Анализ сказок  М.Е. Салтыкова – Щедрина.

   (Зачитывают учащиеся)

Слайд - «Премудрый пескарь».

  В "Премудром  пескаре" Салтыков - Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! «Премудрость» пескаря проявилась не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: для того чтобы выжить, нужно стараться… не жить! Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох. По сравнению с отцом пескарь-сын «преуспел» и в деле продолжения рода: семьи и детей не имел, хотя сам вышел из большого пескариного семейства.  Жизненный итог пескаря печален: столетнее бдение в норе закончилось непонятным исчезновением умирающего затворника. Но перед тем как исчезнуть, пескарь задается рядом мучительных вопросов: Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто о его существовании вспомнит?  "Жил — дрожал, умирал — дрожал"…таков неутешительный финал сказки «Премудрый пескарь».

Слайд - «Дикий помещик»

Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему.           

В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков,

от  которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…»  Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели.

Слайд - «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.     В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа на компьютерах.

1. Задание: Найдите в тексте «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.»  фрагменты, соответствующие иллюстрациям. Выбранный сюжет записать в тетрадь.

 2. Просмотр фильма – сказки «Премудрый пескарь»

V. Итог урока.  Оценка учащихся за работу на уроке. Задание на дом.

Прочитать сказки «Коняга», «Медведь на воеводстве», «Богатырь».

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz