Урок по литературе: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.Сказки.
Тема урока: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки.
Цели урока: познакомить учащихся с личностью писателя – сатирика Салтыкова – Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием; вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика, определить какие пороки обличает автор в сказках.
Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум).
Особенности урока: использование информационно- коммуникативных технологий при изучении сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина.
Межпредметные связи: литература, словесность, информатика.
Оборудование и оформление: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, тексты сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, вводная презентация учителя по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку.
Психологически настроить их на предстоящее занятие.
Вводная часть
1. Сообщение темы урока
2. Постановка целей урока.
II. Проверка домашнего задания.
Тест по творчеству А.С.Пушкина
III. Изучение нового материала.
1. Доклад: «Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина».
(Зачитывает учащийся).
2. Презентация.
Демонстрация слайдов с фотографиями из семейного альбома Салтыковых.
3. Запись в тетрадях хронологической таблицы биографических фактов писателя.
Родился 15 (27) января 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца.
Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком, пишет по-русски.
1836 –1838 гг. Московский дворянский институт.
1838 –1844 гг. Царскосельский лицей.
1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.
1844 – после окончания лицея определён чиновником в канцелярию Военного министерства.
1847 - повесть «Противоречия»
1848 – повесть «Запутанное дело»
1848 – за свои первые повести Салтыков отправлен в ссылку в Вятку, где пробыл почти 8 лет.
1858 -1862 - вице-губернатор Рязани, потом Твери.
1863 -1864 - сотрудничает в журнале «Современник»
1864 -1868 - возглавляет казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани.
1868 - по велению царя уволен в окончательную отставку.
1868 - 1884 - работает в журнале «Отечественные записки»
1882 - 1886 - пишет цикл сказок.
1889 – Салтыков - Щедрин похоронен на кладбище в Петербурге.
4. Лекция учителя и элементами презентации.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке присущи сатирическая направленность, писатель же обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
Всего 32 сказки.
Первые из них: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» - были напечатаны Щедриным в 1869 г. в журнале «Отечественные записки».
Основные задачи:
Обличение пороков.
Освещение злободневных вопросов русской действительности.
Выражение народных идеалов, идей.
Идейно-тематическое содержание сказок.
Обличение самодержавия
Обличение господствующего класса
Обличение бездеятельных либералов и обывателей
Показ положения угнетенного народа
Особенности щедринских сказок.
Жанр политической сказки.
Соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический, бытовой.
Использование сатирических приёмов: гротеск, гипербола, сарказм.
Фольклорные традиции (сказочные зачины, фольклорные образы, сюжеты, пословицы, поговорки).
Нет положительных героев.
Язык сказок.
Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
Значение сказок.
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью.
5. Анализ сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина.
(Зачитывают учащиеся)
Слайд - «Премудрый пескарь».
В "Премудром пескаре" Салтыков - Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! «Премудрость» пескаря проявилась не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: для того чтобы выжить, нужно стараться… не жить! Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох. По сравнению с отцом пескарь-сын «преуспел» и в деле продолжения рода: семьи и детей не имел, хотя сам вышел из большого пескариного семейства. Жизненный итог пескаря печален: столетнее бдение в норе закончилось непонятным исчезновением умирающего затворника. Но перед тем как исчезнуть, пескарь задается рядом мучительных вопросов: Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто о его существовании вспомнит? "Жил — дрожал, умирал — дрожал"…таков неутешительный финал сказки «Премудрый пескарь».
Слайд - «Дикий помещик»
Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему.
В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков,
от которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели.
Слайд - «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа на компьютерах.
1. Задание: Найдите в тексте «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.» фрагменты, соответствующие иллюстрациям. Выбранный сюжет записать в тетрадь.
2. Просмотр фильма – сказки «Премудрый пескарь»
V. Итог урока. Оценка учащихся за работу на уроке. Задание на дом.
Прочитать сказки «Коняга», «Медведь на воеводстве», «Богатырь».