Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Урок по литературе: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки.Урок по литературе: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.Сказки.
Тема урока: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. Цели урока: познакомить учащихся с личностью писателя – сатирика Салтыкова – Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием; вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика, определить какие пороки обличает автор в сказках. Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум). Особенности урока: использование информационно- коммуникативных технологий при изучении сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина. Межпредметные связи: литература, словесность, информатика. Оборудование и оформление: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, тексты сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, вводная презентация учителя по теме урока.
Ход урока I. Организационный момент Проверить готовность учащихся к уроку. Психологически настроить их на предстоящее занятие. Вводная часть 1. Сообщение темы урока 2. Постановка целей урока. II. Проверка домашнего задания. Тест по творчеству А.С.Пушкина III. Изучение нового материала. 1. Доклад: «Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина». (Зачитывает учащийся). 2. Презентация. Демонстрация слайдов с фотографиями из семейного альбома Салтыковых. 3. Запись в тетрадях хронологической таблицы биографических фактов писателя. Родился 15 (27) января 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца. Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком, пишет по-русски. 1836 –1838 гг. Московский дворянский институт. 1838 –1844 гг. Царскосельский лицей. 1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина. 1844 – после окончания лицея определён чиновником в канцелярию Военного министерства. 1847 - повесть «Противоречия» 1848 – повесть «Запутанное дело» 1848 – за свои первые повести Салтыков отправлен в ссылку в Вятку, где пробыл почти 8 лет. 1858 -1862 - вице-губернатор Рязани, потом Твери. 1863 -1864 - сотрудничает в журнале «Современник» 1864 -1868 - возглавляет казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани. 1868 - по велению царя уволен в окончательную отставку. 1868 - 1884 - работает в журнале «Отечественные записки» 1882 - 1886 - пишет цикл сказок. 1889 – Салтыков - Щедрин похоронен на кладбище в Петербурге. 4. Лекция учителя и элементами презентации. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке присущи сатирическая направленность, писатель же обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Всего 32 сказки. Первые из них: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» - были напечатаны Щедриным в 1869 г. в журнале «Отечественные записки». Основные задачи: Обличение пороков. Освещение злободневных вопросов русской действительности. Выражение народных идеалов, идей. Идейно-тематическое содержание сказок. Обличение самодержавия Обличение господствующего класса Обличение бездеятельных либералов и обывателей Показ положения угнетенного народа Особенности щедринских сказок. Жанр политической сказки. Соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический, бытовой. Использование сатирических приёмов: гротеск, гипербола, сарказм. Фольклорные традиции (сказочные зачины, фольклорные образы, сюжеты, пословицы, поговорки). Нет положительных героев. Язык сказок. Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. Значение сказок. Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. 5. Анализ сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина. (Зачитывают учащиеся) Слайд - «Премудрый пескарь». В "Премудром пескаре" Салтыков - Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! «Премудрость» пескаря проявилась не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: для того чтобы выжить, нужно стараться… не жить! Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох. По сравнению с отцом пескарь-сын «преуспел» и в деле продолжения рода: семьи и детей не имел, хотя сам вышел из большого пескариного семейства. Жизненный итог пескаря печален: столетнее бдение в норе закончилось непонятным исчезновением умирающего затворника. Но перед тем как исчезнуть, пескарь задается рядом мучительных вопросов: Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто о его существовании вспомнит? "Жил — дрожал, умирал — дрожал"…таков неутешительный финал сказки «Премудрый пескарь». Слайд - «Дикий помещик» Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему. В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели. Слайд - «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. IV. Закрепление изученного материала. Работа на компьютерах. 1. Задание: Найдите в тексте «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.» фрагменты, соответствующие иллюстрациям. Выбранный сюжет записать в тетрадь. 2. Просмотр фильма – сказки «Премудрый пескарь» V. Итог урока. Оценка учащихся за работу на уроке. Задание на дом. Прочитать сказки «Коняга», «Медведь на воеводстве», «Богатырь». |
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||