Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Тема: А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзииТема: А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии 1. Обучающая: - познакомить с деятельностью А.С.Пушкина; - раскрыть его взгляды на назначение поэта и поэзии; - обучить анализу стихотворения «Пророк». 2. Развивающая: - развивать умение анализировать лирическое - произведение, выделяя основные литературные приёмы; 3. Воспитательная: - на примере стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» воспитать у обучающихся «чувства добрые», утверждать главные ценности человеческой жизни: любовь, милосердие, веру, нравственную основу жизни человека. Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация, иллюстрации разных периодов жизни Пушкина Методические приёмы: слово преподавателя, выразительное чтение и анализ стихотворения; беседа по теме урока. 1.Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания Формулировка задания: -Вспомните о жизни поэта в Одессе и в Михайловском. Какие обстоятельства жизни привели его туда? Какие произведения были созданы в это время
Ответ на вопрос: Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своём творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова. Поэзия, как ангел – утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой,- писал он позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил…» 3.Всесторонняя проверка знаний -Тему поэта и поэзии, об особой роли поэзии Пушкин говорит не в одном стихотворении. Назовите стихотворения, в которых поэт обращается к этой теме? Сделайте вывод. (ответы обучающихся) Вывод: Это стихотворения -«Разговор книгопродавца с поэтом» -«Поэт», «Поэту», «Памятник», -«Эхо». В них А.С.Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа. 4.Объяснение нового материала. а) Слово преподавателя. Презентация-лекция -Сегодня мы продолжим тему, которую затронули на прошлом уроке и выясним, почему А.С.Пушкин считает поэзию трудным и ответственным делом, чем поэт отличается от простых смертных людей, почему он понимает, слышит то, чего не видит, не слышит и не понимает обыкновенный человек. А поможет нам в этом - Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк». б) прослушивание записи стихотворения «Пророк». в) Беседа: -Каково Ваше первоначальное восприятие данного стихотворения? г) Сообщение учащегося об истории создания стихотворения: - Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное, в нём изображён процесс перерождения человека в мудрого пророка. В образе пророка, как и в «Подражаниях Корану» Пушкин разумел поэта . Картина, изображенная Пушкиным , в нескольких мелких деталях восходит к 6 главе Книги Исаии в Библии (шестикрылый Серафим с горящим углём в руке). Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания посвящённых событиям 14 декабря. М.П.Погодин объяснял П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 года «Пророк» он написал, ехавши в Москву в 1826г. Должны быть 4 стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим») Остальные 3 стихотворения были уничтожены и до нас не дошли. Вариант первого стихотворения «Пророка» - «Великой скорбию томим», имеющийся в записи Пушкина, относится, по–видимому, к первоначальной редакции текста. Под проком Пушкин подразумевал поэта, следовательно, себя. Значит, в этом стихотворении происходит рождение поэта из обыкновенного человека.
5. Анализ стихотворения. Комментарий. Памятка: «План анализа лирического стихотворения».
Слово преподавателя: -Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих произведений. Обращение к Библии позволит нам лучше понять литературное произведение, стихотворение Пушкина. (Знание первоисточника всегда способствует пониманию художественного произведения). -Книга Пророка Исаии, гл.6.(чтение учителем отрывка). -Сопоставим лексический план отрывка из Библии и стихотворения «Пророк»:
-Слово преподавателя: Какой вывод мы можем сделать, сопоставляя первоисточник и стихотворение «Пророк»? -Ответы обучающегося. Вывод: Пушкин опирается на текст Библии, видит своё назначение как поэта нести свет и истину людям. Образ библейского пророка, спасающего свой народ, служит для Пушкина примером. -Слово преподавателя (микровывод). Однако в Библейском тексте перерождение простого человека в пророка не так мучительно, как в стихотворении Пушкина. Серафим в Священном Писании лишь очищает уста грешника, в «Пророке» же мы видим полное перерождение человека. -Беседа: -Как передаёт Пушкин приход высшего знания к пророку? (Ответ обучающегося, подтверждающийся строчками стихотворения: И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье…) -Как передаёт поэт, что лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредущий по жизни как по мрачной пустыне, вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», мгновенно преобразуется, а жизнь его озаряется новым светом- светом понимания истины? (Ответ обучающегося: Это передаётся в строках: Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы). -Духовное очищение невозможно без страданий, без тяжкой работы над собой. В каких строчках стихотворения мы видим это? (Ответы обучающихся). Слово преподавателя . Микровывод: -Через мучение, через страдания человек становится пророком. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей ». Таким высоким гражданским призывом заканчивается стихотворение. Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках: «Глаголом жги сердца людей ». Слово преподавателя: -чтобы понять авторский замысел, необходимо внимательно проанализировать художественно- изобразительные средства языка. Беседа: -Какие эпитеты, метафоры и др. выразительные средства языка вы отметили в стихотворении «Пророк»? Какова их роль в стихотворении? Ответы обучающихся: Эпитеты: «духовный», «мрачной», «вещий», «лукавый», «празднословный» и др. метафоры: «духовная жажда», «мрачная пустыня», сравнения: «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы… » Вывод: Все эти выразительные средства языка помогают глубже понять замысел поэта – донести до читателя мысль о том, что Пророк – это истолкователь воли Бога, защитник угнетённых, это избранник Божий, а поэт – пророк имеет призвание служить людям, тревожить их мысль, волновать их чувства и побуждать к постижению жизни. -Выделите устаревшие слова в стихотворении и их роль. (Влачиться, перст, зеница, уста, десница, виждь и др.) -Поэт использует и церковнославянизмы, которые сохранились и в современном русском языке: угль, глагол, внимать, восстать, воззвать, рассек. Эти слова используются, чтобы передать значение всех этих действий и предметов, по других, изменившихся, более возвышенных. Славянизмы придают торжественность языку стихотворения, они нужны для того, чтобы показать таинственность, всевышнюю силу, которая преобладает в стихотворении, показать глубокий смысл стихотворения. -Назовите слова, присущие Библейской лексике. Какова её роль? (Ответы обучающихся: серафим, Бог, горний, ангел и др.) Эта лексика нужна в стихотворении, потому что пророк доносит до людей не свои собственные мысли, а то, что он услышал от Бога. Обобщающее слово преподавателя: -Итак, сегодня на уроке мы познакомились ещё с одним стихотворением А.С.Пушкина, посвящённым теме поэта и поэзии, узнали историю его возникновения; первоисточник, на который опирался поэт при написании «Пророка», провели сопоставительный анализ Библейского текста и стихотворения, выяснили роль изобразительно-выразительных средств языка, провели словарную работу, прокомментировали устаревшие слова, церковнославянизмы и их значение. Информация о домашнем задании: Дома письменно ответьте на вопросы: 1. Каким представляется А.С.Пушкину поэт - пророк? В чём его высокое предназначение? 2. Пользуясь Словарём живого великорусского языка В.И.Даля и Этимологическим словарём русского языка М.Фасмера дайте комментарий и значение следующих слов (слова записаны на доске): «духовной», «пустыня», «перепутье», «Серафим», «вещий», «горний», «лукавый», «мудрая», «пылающий», «воззвать». Выставление оценок за урок: 1. За сообщение учащегося об истории создания стихотворения «Пророк»; 2. За участие в беседе; 3. За выводы учащихся.
Список использованной литературы: 1.А.С.Пушкин. Лирика.- М.: Худ. литература, 1983г. 2.Митрополит Антоний. О Пушкине.- М.: Студия «ТРИТЭ» - «Российский Архив», 1991г. 3.В.Непомнящий. Лирика Пушкина как духовная биография.- М.: изд-во МГУ, 1999г. 4.Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе. - М., Просвещение, 1984г. 5.Е.Г.Борлсова. Комментарий как основной герменевтический инструмент. 6.Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы под ред. Н.И.Громова.- М., Просвещение, 1982г.
|
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||