Суббота, 20/Апреля/2024, 12:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт преподавателя

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Организация проектной деятельности на уроках литературы

Введение. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый преподаватель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями: 1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Слайд №1 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: 1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5) развивают системное мышление. Слайд №2 Правила успешной проектной деятельности 1. В команде нет лидеров. 2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 3. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 4. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Организация проектной деятельности на уроках литературы Учебный проект названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история". Слайд №3 Алгоритм работы над учебным проектом Тема: "История моей семьи в истории моей Родины» Тип проекта: творческий Проблема Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков Почему? Не интересуемся Не сохранилось достаточно сведений Отсутствие семейных традиций Родители тоже плохо знают историю своей семьи Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные Что делать? Изучить историю семьи Как? Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье Изучить документы, семейные реликвии, фотографии Что получить? (результат) Сочинение "История моей семьи в истории моей Родины" Познавательный (знания об истории семьи, предках) Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность) Для решения возникшей проблемы обучающиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей". Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций. Важен также и познавательный аспект, т.к. обучающиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается обучающимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах. Слайд №4 Алгоритм работы над учебным проектом Тема: "Поэзия Ф.И.Тютчева» Тип проекта: исследовательский, творческий Проблема Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах Почему? Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта Философская поэзия трудна для восприятия обучающихся 15-16 лет Поэзия Тютчева недостаточно изучается в школьной программе Что делать? Изучить жизнь и творчество поэта в доступной форме Как? С использованием дифференцированных групповых заданий С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра) Что получить? (результат) Сборник работ обучающихся Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева) Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, исследовательские умения) На 1-м этапе – преподаватель пробудить должен у обучающихся интерес к теме проекта. В результате проблематизации преподаватель совместно с обучающимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта. На 2-м этапе - преподаватель организует обучающихся в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например: Представить краткий биографический очерк; Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям: • Философские взгляды Тютчева и философская поэзия; • Природа в ранней и поздней лирике Тютчева; • Особенности композиции стихотворений; • Роль антитезы в стихотворениях поэта и др. При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей обучающихся. 3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда обучающимся не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Преподаватель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений. 4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязательна и с точки зрения обучающихся, и с точки зрения преподавателя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся, сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, преподаватель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников. Заключение Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность. В заключение замечу, что невозможно заставить человека творить. Только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача педагогов - мотивировать обучающихся на это творчество. Список использованной литературы 1. Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст] / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71. 2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115. 3. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с. 4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с. 5. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с. 6. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - с.160 7. Шоган В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова. - Ростов - на - Дону, 2000, - 175 с. 8. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. – с.145
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz