1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа, входящей в состав укрупненной группы специальностей 39.00.00 Социология и социальная работа, социально-экономического профиля.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: реализуется в рамках общего гуманитарного социально-экономического цикла
1.3. Цели и задачи профессионального дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
– различия между языком и речью;
– функции языка;
– признаки литературного языка и типы речевой нормы;
– основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);
– особенности русского произношения;
– профессиональную лексику и научные термины;
– употребление фразеологизмов и афоризмов в речи;
– способы словообразования;
– функционально-смысловые типы речи;
– иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного
русского языка;
1.4. Результатом освоения программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является овладение обучающимися профессиональными и общими компетенциями
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 34 часов
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
80
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
Практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
34
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Введение
3
Содержание учебного материала
1
Язык и речь.
1
1
2
Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.
1
1
3
Практическое занятие №1 Работа с дополнительными источниками. Основные типы словарей
1
Внеаудиторная самостоятельная работа (рефераты и доклады)
4
История русского правописания.
2
Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
2
Тема 2. Лексика и фразеология.
12
Содержание учебного материала
1
Лексика.
1
1
2
Лексикография.
1
1
3
Практическое занятие №2 Отработка навыков определения слова и его лексическое значение.
1
4
Лексические и фразеологические единицы русского языка.
1
1
5
Лексические нормы.
1
1
6
Фразеология.
1
2
7
Практическое занятие №3 Изучить типы фразеологических единиц, их использование в речи.
1
8
Использование в речи изобразительно-выразительных средств.
1
1
9
Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
1
1
10
Лексические ошибки и их исправление.
1
2
11
Практическое занятие №4 Найти ошибки в употреблении фразеологизмов и их
исправить.
1
12
Афоризмы.
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа (рефераты и доклады)
10
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.
2
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
2
Выразительные возможности русского синтаксиса.
2
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.
2
Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте.
2
Тема 3. Морфемика. Словообразование.
4
Содержание учебного материала
1
Морфемика.
1
1
2
Способы словообразования.
1
1
3
Практическое занятие №5 Составить таблицу словообразовательных норм.
1
4
Стилистические возможности словообразования.
1
2
Тема 4. Морфология. Части речи.
5
Содержание учебного материала
1
Морфология.
1
1
2
Практическое занятие №6 Работа по карточкам. Самостоятельные и служебные
части речи.
1
3
Практическое занятие №7 Разобрать на примере любого текста типичные ошибки в
речи и их исправить.
1
4
Стилистика частей речи.
1
1
5
Практическое занятие №8 Найти ошибки в формообразовании и использовании в
тексте форм слова.
1
Тема 5. Синтаксис.
3
Содержание учебного материала
1
Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.
1
1
2
Практическое занятие №9 На примере художественного текста рассмотреть простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения.
1
3
Актуальное членение предложения.
1
1
Тема 6. Нормы русского правописания.
10
Содержание учебного материала
1
Орфография.
1
1
2
Принципы русской орфографии.
1
1
3
Типы орфограмм.
1
1
4
Виды орфограмм.
1
1
5
Русская пунктуация, функции знаков препинания.
1
1
6
Роль пунктуации в письменном общении.
1
1
7
Смысловая роль знаков препинания в тексте.
1
1
8
Способы оформления чужой речи.
1
1
9
Цитирование.
2
10
Практическое занятие №10 Отработать способы оформления чужой речи.
1
Внеаудиторная самостоятельная работа
2
Составить таблицу "Способы оформления чужой речи"
2
Тема 7. Текст. Стили речи.
9
Содержание учебного материала
1
Текст и его структура.
1
2
2
Лингвистика текста.
1
2
3
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика, сообщение
1
2
4
Практическое занятие Определить по тексту функциональные стили речи:
научного, официально-делового, публицистического, художественного.
1
5
Сфера их использования, их языковые признаки
1
1
6
Особенности построения текста разных стилей.
1
1
7
Специфика и жанры каждого стиля.
1
1
8
Жанры деловой и учебно-научной речи.
1
1
9
Дифференцированный зачет
1
Внеаудиторная самостоятельная работа (рефераты и доклады)
18
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
10
Работа с текстом, его анализ.
2
Работа со словарями.
Классификация языковых норм по количеству вариантов употребления: императивные и вариантные (диспозитивные).
2
Классификация норм по уровням языка.
2
Функции языка и речи.
2
ИТОГО
80
|