«Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным»
Цели:
Образовательные – формировать умения:
1)находить главные и придаточные предложения;
2)определять место придаточного предложения, средства его связи с главным;
3)формировать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
4)повторить орфографию.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к языку, уважение к своим товарищам; осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
Развивающие - развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность при анализе предложений, развивать коммуникативные и творческие способности, культуру речи учащихся.
Оборудование: карточки-помощники, карточки со словарной работой, учебники, оформленная доска.
ХОД УРОКА
Этапы урока
|
Содержание урока
|
Приемы, методы
|
Форма деятельности
|
Время
|
1.Организационный момент
|
Приветствие учеников. Представление гостей на уроке.
|
слово учителя
|
|
1 мин.
|
2. Повторение и систематизация знаний
|
1)Проверка орфографии:
-Работа по карточкам (словарная работа) «Исправь ошибку»;
- вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание;
- в каких частях речи пропущены орфограммы
2) Проверка пунктуации:
В предложении, записанном на доске, расставить знаки препинания.
«Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить».
Что такое сложное предложение?
По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения?
Какие предложения относятся к ССП и СПП?
Что является средствами связи частей СПП?
|
Работа по карточкам
Объяснение учащимися выполненного задания .Опрос.
|
Коллект.
|
10 мин.
|
3.Постановка учебной задачи
|
Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения частей СПП и условия их постановки, и тем самым формировать навык пунктуационной грамотности. Сделать вывод:
- какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке частей СПП?
- выяснить условия, когда он ставится и когда не ставится?
- отразить вывод в таблице
|
Слово учителя
|
|
1 мин.
|
4.Изучение новой темы.
|
Предложения для исследования:
- Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
- Обратите внимание на то и что он сделал, и как он это сделал.
- Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.
- Она дала ему три карты, с тем чтоб он поставил их одну за другой. Она дала ему три карты с тем, чтоб он поставил их одну за другой.
- Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.
Переписать предложения в тетрадь
Расставить знаки препинания и составить схемы предложений.
Составить таблицу ( таблица заранее начерчена на доске)
Озвучить полученный результат
|
Работа в тетради.
Использование «карточек-помощников»
|
Синтез инд. и коллект. деятельности
|
15 мин.
|
5. Работа с учебником.
|
Прочитать параграф №9, ответить на вопрос: что значит правильно ставить знаки препинания в СПП?
Проверить свои умения на практике:
Выполнить упражнение №87(1 часть)
Индивидуальное задание.
|
Работа в тетради
|
Коллект.. и индивид.
работа
|
15 мин
|
6.Подведение итогов урока
7.Домашнее задание.
8.Оценки за
урок.
|
Какую цель ставили мы перед собой в начале урока? Над какими уменьями мы работали? Достигли ли мы поставленной цели?
Упражнение №87 (2 часть): спишите, расставляя запятые; начертить схемы всех предложений , кто затрудняется – схемы 1, 4, 5. Индивид. задание: отметьте подчинительные союзы и союзные слова; выделите грам.основу в 1-3 предл.
1. За орфографическую работу.
2.За выполнение домашнего задания.
3.За составление таблицы.
4.За работу с учебником.
5. За индивидуальную работу.
|
Беседа
Слово учителя
|
Коллект.
Диффер.. подход
|
1 мин.
1 мин.
1 мин.
|
Карточки-помощники.
I.Основные виды сложных предложений.
СП
|
Сложные предложения
|
ССП
|
Сложносочиненные предложения
|
СПП
|
Сложноподчиненные предложения
|
БСП
|
Бессоюзные сложные предложения
|
II.Знаки препинания.
Разделительные
|
Выделительные
|
Отделительные
|
Служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, в сложном – для разделения простых предложений, входящих в его состав
|
Служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение( обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений,обособл.второстеп.членов), а также прямую речь
|
Служат для оформления отдельного предложения как законченного.
|
,
;
-
:
|
,
-
«»
!
()
|
.
?
!
…
|
III.Словарная работа «Исправь ошибку»
Прикрасный, произошол, тюленеха, миниотюрное, жолтенькое, снчало, зобрать,
зверабой, кармили.
Составленная таблица:
Сложноподчиненное предложение
|
основной знак - запятая
|
ставится
|
не ставится
|
переносится
|
[ ], ( ).
|
[ ] и ( ни ) ( )…
|
[ ], ( особенно если).
|
[…,( ),… ]
|
или другой сочинительный союз
|
[ ], составной союз ( ).
|
( ),[ ]
|
[общая часть ], ( ) и ( ).
|
из-за того что; потому что; так как
|
Подведение итогов.
Выставление оценок.
|