Тема:
Биографический очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева.
Лирика поэта.
Цели урока:
Обучающая:
1. Познакомить учащихся с жизнью и
творчеством Ф.И. Тютчева.
2. Выделить основные темы и особенности
тютчевской лирики.
3. На примере стихотворений показать,
что произведения Тютчева несут
в себе заряд жизнеутверждающей силы.
Развивающая: развивать умения
анализировать, синтезировать, обобщать.
Воспитывающая: формирование любви к
природе, развитие
коммуникативных навыков
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: презентация,
художественная литература.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Отметить по журналу отсутствующих
учащихся
Выяснить причину отсутствия
Сообщение темы и цели урока
Слайд№1
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово:
Вся жизнь Тютчева – в его стихах.
С его произведениями вы уже встречались в
школе на уроках литературы,
что-то учили наизусть. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них
и записать в тетрадях:
Слайд №2
Зима недаром злится,
Прошла её пора…
(Весна
в окно стучится
И
гонит со двора.)
х х х
Чародейкою-зимою
Околдован лес стоит - …
(И
под снежной бахромою
Неподвижною,
немою
Чудной
жизнью он блестит.)
х х х
Ещё в полях белеет снег …
(А
воды уж весной шумят).
х х х
Люблю грозу в начале мая…
Когда весенний первый гром
(Как
бы резвяся и играя
грохочет
в небе голубом).
Стихи великого русского поэта Фёдора
Ивановича Тютчева каждый знает с детства.
Но
вот парадокс! Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не
стремился, никогда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах
к родным и друзьям. Опубликованы были без его стараний, усилий, возможно, и
желания.
Слайд №3
Фёдор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье, в селе
Овстуг, Орловской губернии 23 ноября
1803 года.
Слайд №4
Жили Тютчевы, в родовом имении, но на
зиму переселялись
в
Москву, где купили дом в Армянском переулке.
Слайд № 5 -6
Отец поэта, Иван Николаевич, дослужился
лишь до поручика,
ушёл в отставку, и женился на графине
Екатерине Львовне из рода Толстых.
Слайд № 7
Тютчевы были людьми радушными, гостеприимными, но совершенно не
интересовались искусством, литературой, особенно русской. Говорили
в
доме исключительно по-французски, и
переписка в семье велась только на
французском языке.
Слайд № 8
1812 год – в семью Тютчевых для
воспитания сыновей приглашен молодой
поэт-переводчик С.Е. Раич. В течение семи лет
Раич руководил домашним
образованием Федора Тютчева и оказал
большое влияние на формирование
его характера.
Слайд № 9
1817 год – Тютчев под руководством Раича
переводит послание Горация
к Меценату. Раич представил перевод
своего воспитанника Обществу
любителей российской словесности, и
работа была одобрена.
1819 год – Тютчев поступает на словесное
отделение Московского
университета.
1821 год – Федор Тютчев получает степень
кандидата словесных наук.
1822 год – Тютчев направлен в Петербург,
на службу в государственную
коллегию иностранных дел. В этом же году
поэт уезжает в Мюнхен –
родственник помог ему устроиться
сверхштатным чиновником русской
миссии.
Тютчев остро ощущал переломный характер
своей эпохи. Поэтому поэзия
Тютчева вся проникнута тревогой,
ощущением трагизма жизни. Несмотря на
открытое враждебное отношение к революции, его
постоянно влекло к
"высоким зрелищам" социальных потрясений.
Поэт испытал
особенное тяготение к изображению "бурь” и
"гроз” в природе и
человеческой душе. Явления природы, переживания
человека раскрываются
в
единстве борющихся противоположностей.
Слайд №10
Учащийся читает стихотворение «Море и Утес»
Природа являлась не только объектом
эстетического переживания поэта, как
размышлений о мире, о Боге, о месте
человека в этом мире.
Слайд №11
Учащийся читает стихотворение:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Слайд №12
Учащийся читает стихотворение:
Летний вечер.
Природа у Тютчева – это самое живое,
разумное существо.
Человек оказывается своеобразным
инструментом постижения природы. Но
и природа служит инструментом постижения
человека.
Чтобы лучше почувствовать это, давайте
проведём творческий эксперимент.
Перед вами стихотворение Тютчева
«Осенний вечер», в котором
пропущены эпитеты. Ваша задача записать это стихотворение,
вставив
на месте пропусков те определения и
эпитеты, которые, по вашему мнению,
должны здесь стоять.
/ Умильная, легкий шелест, порывистый, улыбка увяданья, зловещий,
сиротеющей, божественной./
Слайд №13
«Осений вечер
Поэт-философ Тютчев был в то же время
подлинным поэтом-художником,
мастером стихотворной формы, автором
непревзойденных пейзажей в стихах
и тонким психологом.
Выдающимся явлением в русской и мировой
литературе была любовная
лирика Тютчева, отличающаяся глубиной
мысли поэтической силой в
передаче человеческих чувств и ярко
индивидуализированным лирическим
образом женщины, любящей "наперекор и
людям и судьбе”.
Слайд №14
Амалия фон Лерхенфельд
(1808 – 1888)
Они познакомились во второй половине
1823 года, когда двадцатилетний
Фёдор Тютчев уже освоил свои
немногочисленные служебные обязанности и
стал чаще появляться в свете. Пятью
годами моложе его была Амалия
Слайд №15
Она лишь считалась дочерью видного
мюнхенского дипломата графа.
На самом деле она была внебрачной
дочерью прусского короля Фридриха-
Вильгельма III.
Слайд №16
Королевская дочь, ослепительной красоты,
Амалия явно стремилась
добиться как можно более высокого
положения в обществе. И это ей удалось.
За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия
обвенчалась с его сослуживцем,
бароном Александром Сергеевичем
Крюндером. Неизвестно, когда точно
Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко
представить себе его тогдашнюю
боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды,
взаимоотношения Амалии с
Тютчевым продолжались целых полвека,
несмотря на то, что он был женат
на другой, он посвятил ей стихи:
Слайд №17
Учащийся читает стихотворение:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и тобой.
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Слайд 18
Элеонора Петерсон
(1799 – 1838)
Это был во многих отношениях необычный,
странный брак.
Двадцатидвухлетний Тютчев тайно
обвенчался с совсем недавно овдовевшей
женщиной, матерью четырёх сыновей к тому же с
женщиной на четыре года
старше.
Слайд №19
Можно
предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным
образом ради спасения от мук и унижения,
вызванных утратой истинной
своей возлюбленной.
Слайд №20
Но, так или иначе, Тютчев не совершил
ошибки.
Элеонора беспредельно любила его. Она сумела
создать уютный и
гостеприимный дом. Тютчев прожил с
Элеонорой 12 лет.
Слайд № 21- 22
От этого брака у него было три дочери:
Анна, Дарья, Екатерина.
В мае 1838 года произошла трагедия. На
пароходе «Николай I», на котором
плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник
страшный пожар. Элеонора
мужественно перенесла это и сумела спасти
детей. Но нервное напряжение
было велико, и спустя некоторое время она
умирает. По семейному
преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба
первой жены, поседел от горя.
Слайд № 23
Эрнестина Дёрнберг
(1810 – 1894)
Слайд № 24
1839 год – Тютчев женится на баронессе
Дернберг. В этом же году за
самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы
заключить брак) он был отставлен
со службы и лишен звания камергера. Тютчев с
женой переезжают в
Мюнхен, а в 1844 году возвращаются в Россию.
Слайд № 25
В
браке родилась дочь Мария.
Слайд №26
Елена Денисьева
(1826 – 1864)
Слайд № 27
«Денисьевский» цикл - это собрание
стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых
говорится о его любви к 24 летней Елене
Денисьевой. Отношения поэта с
Денисьевой были более чем драматичными, однако
продолжались в течение
четырнадцати лет. Общество с трудом
мирилось с их связью: во-первых,
Тютчев был женат, во-вторых,
возлюбленная годилась ему в дочери. Но,
несмотря ни на что, отношения продолжались.
У Денисьевой и Тютчева родились дочь и
двое сыновей. С официальной
своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и
окрестностей его нещадно поносили - ему
не могли простить этот роман на
стороне. Помимо стихов, написанных Тютчевым, о ней мало что известно.
Слайд № 28
Учащийся читает стихотворение:
Слайд № 29
В последние годы жизни Тютчев несет одну
потерю за другой: умирают
старший сын, брат, дочь Мария, в 1864 году
скончалась от чахотки
Денисьева, в 1865 – двое их детей, а потом
мать Тютчева.
Учащийся читает стихотворение:
Последняя любовь
Слайд №30
Чувство одиночества было особенно
ощутимо в последние годы жизни поэта.
Тяжело больной, прикованный к постели,
Тютчев поражал окружающих
остротой и живостью ума, интересом к
событиям политической и
литературной жизни.
Учащийся читает стихотворение
Слайд № 31
Поэт воспринимал мир таким, каков он
есть, и умел при этом оценивать всю
кратковременность действительности. Он
понимал, что любое «сегодня» или
«вчера» есть не что иное, как точка в
неизмеримом пространстве времени.
Тютчева называют поэтом, способным
«словом уловить почти неуловимое,
почти неразделимое»
Ф.И. Тютчев умер 15 июля 1873 года.
Слайд № 31
Нам не дано
предугадать,
Как слово наше
отзовется, -
И нам сочувствие
дается,
Как нам дается
благодать.
III.
Итог урока.
1.
С
творчеством какого поэта мы с вами сегодня познакомились?
2.
Оценки
за урок.
3.
Домашнее задание: выучить наизусть
стихотворение Ф.И. Тютчева /на выбор/, составить хронологическую таблицу его
жизни и творчества.
|