Понедельник, 20/Мая/2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт преподавателя

Категории раздела
Мои файлы [23]
презентации по литературе [13]
М.Е.Салтыков -Щедрин.Сказки.
презентации по русскому языку [4]
Учебные программы [16]
Доклады [6]
презентация по литературе [5]
Родная природа в лирике С.А.Есенина
уроки по русскому языку [2]
участие студентов в конкурсах [1]
Участие студентов во всех внеклассных мероприятиях на разном уровне
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Конкурс знатоков по русскому языку и литературе
[ Скачать с сервера (29.0 Kb) ] 11/Декабря/2016, 19:19

Конкурс знатоков русского языка и литературы

 

Цели: систематизация, обобщение ранее изученного материала, проверка уровня усвоения материала учащимися;  развитие, формирование надпредметных умений, навыков и способов деятельности учащихся; воспитание коллективного труда, культуры поведения, ответственного отношения к делу, привитие интереса к русскому языку и литературе.

Ход занятия

I Организационный момент.

Представление команд (название, девиз, эмблема), жюри, болельщиков.

II Вступительное слово преподавателя

Язык – это наша история, наше богатство и культура. В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура и воспитанность. В течение нашего занятия мы узнаем как вы умеете пользоваться им.

1тур. Фразеология.

Фразеология - один из наиболее сложных разделов  языкознания.

Именно эта тема, как никакая другая, показывает неисчерпаемое богатство русского языка, способствует обогащению словарного запаса людей, повышает культуру их речи.

1 задание. Определите происхождение данных фразеологизмов. Заполните таблицу.

Фольклор

Медицина

Искусство

Мифология

Военное

 

 

 

 

 

 

 

Перейти в наступление; за тpидевять земель; сойти со сцены; рожки да ножки; по щучьему велению; кричать во всю Ивановскую; попасть в двойные клещи; играть первую скрипку; встретить в штыки;  ахиллесова пята; в здоровом теле здоровый дух; Троянский конь; выкурить трубку мира; Прометеев огонь; понюхать пороху;           у разбитого корыта; переменить декорации; сложить голову; казанская сирота; поставить диагноз; сорвать маску; сложить оружие.

Ответ:                                                                                                                                  Фольклор: за тридевять земель, казанская сирота, по щучьему веленью, кричать во всю Ивановскую, у разбитого корыта, рожки да ножкu.

Медицина:  поставить диагноз, в здоровом теле здоровый дух.

Искусство:  играть первую скрипку, сорвать маску, переменить декорации, сойти со сцены.

Мифология: ахиллесова пята, Прометеев огонь, Троянский конь.

Военное:  перейти в наступление, понюхать пороху, встретить в штыки, выкурить трубку мира, сложить оружие, попасть в двойные клещи, сложить голову.

Игра со зрителями: Угадайте слово по шутливой характеристике.                                                               

1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).                                                                                                                                                                      2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).                     3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают деньги и слова. Это … (ветер).                                                 4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).                                                                                      5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).                                                                                                                                                            6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).

 

2 задание. По изображенному предмету составить фразеологизм или фразеологический оборот.

очки (втирать очки);  ступа (толочь воду в ступе);  нитка (с миру по нитке - голому рубашка); часы (счастливые часов не наблюдают, делу время, а потехе час);    шапка, шляпа (дело в шляпе, получать по шапке, на воре шапка горит);

палка  (перегибать палку, палка о двух концах); белка (как белка в колесе);

горох  (как об стенку горох);   камень  (под лежачий камень вода не течёт);                                                                                           

чаша  (испить чашу до дна, разбитую чашку не склеишь)                                                   

                                                   

3 задание. “Пантомима”

Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его.

Сесть в галошу                                                    Клевать носом                                            Водить за нос                                                      Не в бровь, а в глаз                                    Дело в шляпе                                                       Гнаться за двумя зайцами                                    Льет как из ведра                                                Засучив рукава                                      Связать руки                                                                             Набрал в рот воды                               Намылить шею                                                   Держать язык за зубами                              Лить крокодиловы слезы                                   Водить вокруг пальца                                   Реветь в три ручья                                              Клевать носом                                       Тянуть за уши                                                     Тянуть резину

Игра со зрителями: Вспомните фразеологические обороты и закончите предложение.

1. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить ...

2. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...

3. Только Петя работал.....

4. Мы его журим, а он словно воды ...

5. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

6. Бросились искать Петю, а его и след ...                                                                               7. Он всегда все преувеличивает, делает из мухи ...                                                                 8. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...

4 задание. “Закончи фразеологизм”                                                                                                                                                     

  • Дрожит, как ... осиновый лист.
  • Катается, как .. сыр в масле.
  • Выводить на ... чистую воду.
  • Держать в ... ежовых рукавицах.
  • Поразить, как ... гром среди ясного неба.
  • Вариться в ... собственном соку.
  • Сидеть ... сложа руки.
  • Знать, как.... свои пять пальцев.
  • Голоден как ...
  • Хитёр как ...
  • Труслив как ...
  • Здоров как ...
  • Изворотлив как ...
  • Колючий как ...
  • Надут как ...
  • Нем как ...
  • Грязный как ...
  • Упрям как ...
  • Болтлив как ..

2 тур. Язык художественной литературы.

 

1 задание. Кто автор данного произведения?

 Капитаны выбирают цветную карточку, каждый цвет имеет свою степень сложности, свое количество баллов:

красный – легкий 3 баллов

желтый – сложный 4 балла

зеленый – самый сложный 5 баллов

 

1. Красная карточка

 

Белая береза                                                      И стоит береза 
Под моим окном                                               В сонной тишине, 
Принакрылась снегом,                                     И горят снежинки 
Точно серебром.                                               В золотом огне.                                                          На пушистых ветках                                         А заря, лениво     
Снежною каймой                                              Обходя кругом, 
Распустились кисти                                          Обсыпает ветки 
Белой бахромой.                                                Новым серебром.

                                                                           (С.Есенин. "Береза»)

Белеет парус одинокой                                    Играют волны — ветер свищет,                             
В тумане моря голубом!..                                И мачта гнется и скрипит…
Что ищет он в стране далекой?                      Увы! он счастия не ищет                                    Что кинул он в краю родном?..                       И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

                                                                           (М.Лермонтов. "Парус»)

 

2. Желтая карточка

 

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

(А.С.Пушкин. «Я вас любил...»)

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

(Ф.И.Тютчев "О, как убийственно мы любим...")

 

3. Зеленая карточка

 

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

 (Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

 

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключ, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.     

А.Н.Островский. Пьеса "Гроза")   

2 задание.   По иллюстрации назови художественное произведение и автора.                           1. "Вечера на хуторе близ Диканьки"   Н.В. Гоголь                                                                                             2. "Гроза"   А.Н.Островский                                                                                                       3. "Отцы и дети"   И.С.Тургенев                                                                                                      4. "Тихий Дон"   М.А. Шолохов                                                                                                5. " Собачье сердце"  М.А. Булгаков                                                                                       6. "Судьба человека"   М.А. Шолохов

3 задание.  « Вспомним известные стихотворения»

Задача команд – в течение 1 мин., восстановить последовательность  и прочитать строфу из стихотворения, а так же  назвать  автора.

1. Вскормленный в не воле орел молодой (Сижу за решеткой…)

2. Лошадка, ведущая хворосту воз. (Однажды …)

3. Я не хочу печалить вас ничем. (Я вас любил)                                                                                               4. Москва спаленная пожаром, французам отдана. (Скажи - ка, дядя,...) 

III. Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей.

IV. Заключительное слово:

На свете много стран больших                                                                                                                                                            И много малых есть,                                                                                                                                                                                       И для народностей любых                                                                                                                                                               Язык свой – это честь.

А мы судьбу благодарим,                                                                                                                                                                 Нам выше счастья нет,                                                                                                                                                                                В России жить, любить страну,                                                                                                                                                        и на  русском говорить.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: goldstar
Просмотров: 598 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz