Понедельник, 20/Мая/2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт преподавателя

Категории раздела
Мои файлы [23]
презентации по литературе [13]
М.Е.Салтыков -Щедрин.Сказки.
презентации по русскому языку [4]
Учебные программы [16]
Доклады [6]
презентация по литературе [5]
Родная природа в лирике С.А.Есенина
уроки по русскому языку [2]
участие студентов в конкурсах [1]
Участие студентов во всех внеклассных мероприятиях на разном уровне
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание"
[ Скачать с сервера (63.0 Kb) ] 19/Марта/2017, 18:50

I. 1. Вступительное слово учителя.

Роман «Преступление и наказание» - великая книга. Это трудная книга, которую написал писатель – гуманист Фёдор Михайлович Достоевский. Когда мы говорили с вами на прошлом уроке о художественном мире Достоевского, то отметили глубину миропонимания, всеобъемлющий гуманизм великого художника слова. «Преступление и наказание» - книга об ответственности каждого человека за всё, происходящее в мире. Достоевский раскрывает антигуманный смысл теории главного героя Родиона Раскольникова, говорит о ценности любой человеческой жизни. В наш век бездуховности и равнодушия боль за человека, бескомпромиссный поиск Ф.М.Достоевским истины в романе «Преступление и наказание» помогут вам, молодым читателям, разобраться в жизни.

И пусть не всё будет вами усвоено в процессе изучения, лишь бы были посеяны семена интереса, вера в гуманизм Достоевского, открыта дорога к нему. Мне хочется надеяться, что боль и страдания героев романа станут близки вам, станут необходимой частицей вашего духовного опыта.

Как же создавалась великая книга «Преступление и наказание»?

I. 2. История создания романа.

Рассказывает подготовленный учащийся, используя опорный конспект

Опорный конспект учащиеся записывают в тетради по литературе.

История создания романа «Преступление и наказание»

  1. октября 1859 г. июль 1865г.

Задумал на каторге Начал в Висбадене

 

«Я задумал его на каторге, «Сижу в отеле, кругом

лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти…» должен, денег ни гроша…»

«В декабре начну роман» «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман»

 

Идея романа

«Это психологический отчёт одного преступления»

 

Закончил в 1866г. в Петербурге

«Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

«Преступление и наказание » - роман сильный, в нём показана жизнь людей 60-х годов, когда социальные противоречия обострились, незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Этот роман идеологический, потому что в основе его конфликта лежит борьба одержимого идеями Раскольникова с самим собой и с окружающими.

Достоевский показывает, что в 60-е годы нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Это роман и психологический, потому что показана диалектика души героев.

Добавление учителя.

Противоречия, резко обозначившиеся в пореформенной действительности, прямо отразились в романе – идеологическом по своей структуре, социально – философском по содержанию, трагическом по раскрытию и истолкованию поставленных в нём проблем.

Создавая роман, писатель использовал уже имеющиеся литературные традиции. В частности, он опирался на роман Виктора Гюго «Отверженные», потому что считал, что в романе выражена главная мысль всего искусства XIX века- восстановление падшего человека. К этой проблеме мы ещё вернёмся на уроках, посвященных роману «Преступление и наказание», а я хочу ещё заметить, что у Гюго и Достоевского сходные принципы изображения Парижа и Петербурга с их нищетой, грязью, пороками. Да и сама система повествования схожа: детектив сочетается с проблемами философского и нравственного склада.

Особое значение Достоевский придавал полемике с романом Чернышевского «Что делать?». Писатель был решительно против революционных изменений, на которых надеялся Чернышевский, звавший Русь «к топору».

Автор романа «Преступление и наказание», писатель-гуманист исходит из христианской идеи о нравственной ответственности каждого человека не только за собственные поступки, но и за всякое зло, которое совершается в этом мире.

Подводя итог по первому вопросу плана урока, можно сказать, что «Преступление и наказание» социально-философский и психологический роман с многоплановым и сложным конфликтом.

 

II. Жизнь людей в мире зла.

На страницах романа мы встречаемся с «униженными и всеми отринутыми париями общества». Писатель с великим состраданием изображает несчастных и угнетённых, с болью в сердце говорит о жизни «людей дна», заставляет читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы сочувствия над безвинными жертвами.

«Лик мира сего», злого, безжалостного, проступает в Петербурге Достоевского. В этом городе ежедневно разыгрывается многоактная человеческая трагедия: на улицах Петербурга гибнут Мармеладов, Катерина Ивановна, прибегает к самоубийству женщина на мосту, происходит падение Сони…

Давайте обратимся к опорному конспекту.

Петербург Достоевского

Пейзаж

Сцены уличной жизни

Интерьер

Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»

Учащиеся говорят о пейзаже (словарная работа) в романе, об особенностях Петербурга, отмечают «чрезвычайно жаркое время », жёлтый цвет Петербурга. Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера летнего Петербурга, это как бы и атмосфера преступления. «Отвратительный и грустный колорит дня (картины)» (ч.1, гл.1), «Вечерний Петербург» (ч.2, гл.6), «Вид из окна комнаты Раскольникова» (ч.5, гл.5) – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения чувств, настроений, переживаний героев (по словам критика Н.М.Чиркова).

Можно рассмотреть (или дать задание учащимся) вопрос: Какой цвет господствует в романе «Преступление и наказание»? Почему? Учитель добавит, что,

вероятно, обилие в романе желтого цвета связано с самим ощущением колорита Петербурга.

Вслед за Достоевским «жёлтый » город у Блока: «В эти дни жёлтые дни меж домами мы встречаемся», «И на жёлтой заре – фонари…»; у Анненского: «Желтый пар петербургской зимы…», «…И Нева буро-желтого цвета…»; у Мандельштама: в Петербурге «…к зловещему дёгтю подмешан желток». Продолжает традиции писателя Андрей Белый в «Петербурге».

Петербург Достоевского – это и сцены уличной жизни.

Учащиеся пересказывают сцены встречи Раскольникова с пьяной девочкой на бульваре, говорят о женщине-самоубийце «с желтым, продолговатым испитым лицом», которую Раскольников увидел на мосту. (В.Перов «Утопленница»)

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в узкие, замкнутые со всех сторон, напоминающие старые, глухие колодцы, дворы; как герои в жизненных ситуациях попадают в тупики, так и в этих дворах лишь где-то впереди есть небольшой просвет.

Говоря об интерьере (с франц. – внутреннее пространство здания, обстановка), Достоевский обращает наше внимание на каморку, похожую на гроб или шкаф. Он говорит, что Раскольников, Соня не только не имеют своего собственного угла, но «нанимают от жильцов», т.е. у тех, кто сам не имеет своего дома – это символ крайней неустроенности героев. Достоевский обращает внимание на кривые линии, острые и тупые углы комнат, на нарушенные пропорции, это говорит о нарушенных пропорциях бытия, сдвинутых линиях жизни. Недаром герой говорит: «Низкие потолки и стены ум и душу теснят».

Ребята по тексту находят описание жилища старухи-процентщицы, Мармеладовых, Сони, Раскольникова. Делаем вывод, что жилища героев влияют на их судьбу.

Петербург на страницах романа «Преступление и наказание» становится символом страшного мира, где обездоленному и слабому нет спасения, где все продаётся и покупается. Петербург – соучастник преступления, город – преступник, «город, в котором невозможно быть», это груда мёртвых камней, здесь человеку «некуда идти».

Тема Петербурга получает конкретное развитие в судьбе семьи Мармеладова.

Беседу о трагедии Мармеладовых мы строим в виде работы над цитатами, предварительно записанными на доске:

  • «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?»

(Жизнь «маленького» человека Семёна Мармеладова.)

  • «Я глаз её боюсь, красных пятен на щеках тоже боюсь…И ещё – её дыхания боюсь…».

(История Катерины Ивановны)

  • «Сонечка, вечная Сонечка…»
  • «А дети-то?»

Отталкиваясь от опорных цитат, учащиеся выстраивают свой рассказ о трагических судьбах семьи Мармеладовых. Эти герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых нет выхода.

Ребята объясняют значение фамилии Мармеладовых (сладкая фамилия – горькая жизнь), размышляют над отношением автора к героям, объясняют семантику имен героев.

Размышляя над судьбами детей Катерины Ивановны («С Полечкой, наверное, то же самое будет»), о том, что их выручил счастливый случай (а если бы его не было?), мы переходим к теме «Дети на улицах Петербурга».

После прослушиваний домашних сочинений (индивидуальное задание) учащиеся и учитель рецензируют эти творческие работы. Учитель отметит, что в страданиях детей Достоевский видел крайнее выражение несправедливости устройства мира. Раскольников говорит Соне: «Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети – образ Христов: «…таковых есть Царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечества…»

Достоевский справедливо считает, что в ребёнке заключено всё лучшее, что есть в человеческой природе, то общество, где детей обижают, унижают, оскорбляют, не должно существовать. (Можно вспомнить первый сон Раскольникова – маленький мальчик не выносит убийств, он сострадает, как и писатель, лошади; любимые герои Достоевского похожи на детей – Соня «казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком», герой романа «Идиот» князь Мышкин наивен, как дитя).

При освещении вопроса «Дети на улицах Петербурга» можно упомянуть цикл стихотворений Н.А. Некрасова «О погоде», прочитать отрывки из стихотворений «В нашей улице жизнь трудовая…», «Плач детей». (В качестве иллюстраций используются репродукции картин В.Перова «Тройка», В. Маковского «На побывку к сыну»).

Обобщая рассмотренные вопросы, делаем вывод, что в романе «Преступление и наказание» показана суровая правда изображения жизни простых людей в мире зла. В этом мире они парии (отверженные), о них, как о ветошку (тряпка), могут «вытирать ноги» «сильные мира сего». Боль за «маленького человека», бескомпромиссный (честный) поиск истины – основа авторской позиции в романе. Один из множества нравственных уроков, полученных нами при чтении романа «Преступление и наказание»: никакое общество не будет справедливо, если в нем страдают дети. Мы познакомились с вами и с Петербургом Достоевского – своеобразным «действующим лицом» этого «петербургского романа», городом, который душит, давит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи.

С планом уроков мы справились. Сейчас проверим, внимательно ли вы читали роман, выполним ряд тестовых заданий.

 

 

 

 

III. Диагностика философских знаний учащихся по роману «Преступление и наказание»

  1. В романе «Преступление и наказание» основное сюжетное действие происходит… (время года)
  2. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен», - это портрет… (показать иллюстрацию).
  3. Раскольников был…
    • Мелким чиновником.
    • Студентом-юристом
    • Офицером в отставке
    • Литератором
  4. Раскольников познакомился с Мармеладовым…
    • На улице
    • На похоронах
    • В трактире
  5. Из общего списка героев произведений Ф.М.Достоевского выделите группу персонажей романа «Преступление и наказание»:

Макар Девушкин, Мармеладов, Иван Карамазов, Неточка Незванова, Лебезятников, Свидригайлов, Настасья Филипповна, князь Мышкин.

Допишите имена героев романа «Преступление и наказание».

В это время один ученик составляет план I части романа у доски (это было индивидуальное домашнее задание).

 

План I части

(План чтения I части романа)

«Проба»

  1. Раскольников у старухи-процентщицы.
  2. Рассказ Мармеладова о своей жизни («…идти больше некуда!»)
  3. Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой.
  4. Встреча Раскольникова с пьяной девочкой на бульваре.
  5. Первый сон Раскольникова.
  6. Подслушанный разговор.
  7. Подготовка к преступлению.
  8. Убийство.

Учащимся рекомендуется составлять краткий план прочтения романа, чтобы систематизировать прочитанное. Проверка тестовых заданий (устно). Оценка ответов учащихся (аргументируются поставленные оценки).

Домашнее задание: чтение романа «Преступление и наказание», письменное составление плана про чтения II части , чтение по учебнику материала по теме урока.

Индивидуальные задания:

Подумать над вопросами:

  • Что толкнуло Раскольникова на преступление?
  • В чём смысл слов Раскольникова?
  • В чём смысл теории главного героя?

Написать сочинение

  • Когда уже некуда больше идти (тупиковые ситуации в романе)
  • «Лик мира сего» в Петербурге Достоевского.

Подготовиться к словарной работе (дать толкование слов)

Эксперимент, индивидуализм, идеология, ремарка, экстремальный, фигляр, явка с повинной.

Задание к заключительному уроку по творчеству Ф.М.Достоевского.

Написать сочинение-миниатюру

  1. Уроки Достоевского.
  2. Цветы любимому писателю.

Подведение итогов урока

В романе «Преступление и наказание» звучит «пронзительная правда», показана жизнь «маленького человека» в городе-спруте, где некуда идти бедным и слабым, где рождаются страшные, чудовищные теории о «разрешении крови по совести», где главный герой Родион Раскольников мечется, создавая теорию, в которой переплелись гуманистические устремления с антигуманистическим представлением о том, что сильная личность способна путём господства над «человеческим муравейником» принести людям благо.

Категория: Мои файлы | Добавил: goldstar
Просмотров: 790 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz