Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:
- в рабочем учебном плане по каждой специальности;
- в программе учебной дисциплины.
Характерная черта внеаудиторных самостоятельных работ - выполнение заданий индивидуально, самостоятельное приобретение нужных сведений. В связи с этим предусмотрены работы по всем основным разделам курса.
Программой дисциплины «Литература» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ в количестве 67 часов.
Слайд №1. Общие цели внеаудиторной самостоятельной работы
Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
2. Углубление и расширение теоретических знаний;
3. Формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
4. Развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности и организованности;
5. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
6. Развитие исследовательских умений
- внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Литература" – подготовить студентов к самостоятельному общению с искусством слова; знать содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.
Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённой структуре, предполагающей следующую последовательность этапов проведения:
Слайд №2. Уровни самостоятельной работы студентов:
-первый уровень самостоятельных работ - дословное и преобразующее воспроизведение информации;
-второй уровень - самостоятельные работы по образцу;
-третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы;
-четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы;
-пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы.
Слайд №3. Виды и формы самостоятельной работы
-для овладения знаниями: работа с текстами произведений, заучивание стихотворений наизусть, работа со словарём литературоведческих терминов, работа над учебным материалом (учебника, литературно-критических статей, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);
-для формирования умений и владений: ответы на опорные вопросы и выполнение заданий для работы с художественным текстом, подготовка к сочинению,
-для закрепления и систематизации знаний: работа с учебником (обработка темы), подготовка рефератов с компьютерными презентациями, докладов, письменное выполнение заданий, написание сочинений, творческий отчёт по теме в виде альбома по творчеству писателя (поэта).
Слайд №4. Этапы самостоятельной работы студента
Для выполнения любого вида самостоятельной работы по дисциплине «Литература» студент должен пройти следующие этапы:
-подготовительный (определение целей, конкретизация познавательной, проблемной или практической задачи, планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием);
- (поиск информации, самоорганизация процесса работы, самооценка готовности к самостоятельной работе, выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи); -заключительный (осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Слайд №5. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
- овладения знаниями: - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы; - составление плана текста; - графическое изображение структуры текста; - конспектирование текста; - работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; - учебно-исследовательская работа; - использование аудио- видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др. Слайд №6.
Для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекции (обработка текста); - составление плана и тезисов ответа; - составление таблицы для систематизации учебного материала; - ответы на контрольные вопросы; - аналитическая обработка (аннотирование, рецензирование и др.); - подготовка рефератов, докладов; - составление тематических кроссвордов; - тестирование и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу преподаватель использует дифференцированный подход на индивидуальном уровне к студентам. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально по группам обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Перед выполнением студентом внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Слайд №7.
- по составлению конспектов
- по составлению планов по прочитанному
- по заучиванию стихотворений
- по составлению характеристики литературного героя
- по написанию сочинения, эссе и т.д.
- по работе с ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ
- по составлению презентаций
- по написанию реферата, доклада, сообщения т.д.
Контроль по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ведется преподавателем.
Это могут быть:
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
- Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
- Проведение письменного опроса.
- Проведение устного опроса.
- Организация и проведение индивидуального собеседования.
- Защита отчетов о проделанной работе.
- Организация творческих конкурсов.
- Организация конференций.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:
-уровень освоения учебного материала;
-уровень умения использовать теоретические знания при выполнении письменных заданий разного уровня;
-уровень сформированности общеучебных умений;
-уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-обоснованность и четкость изложения материала;
-оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
-уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
-уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
-уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
-уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
|