Ход урока.
- Орг. момент.
- Работа по группам:
Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической мысли в данный период.
1этап
На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:
Писарев:«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»
Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».
- Кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)
«Добролюбовцы» и «Писаревцы» занимают места друг напротив друга. В каждой группе выбирается руководитель. Его задача координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. «Неопределившиеся» садятся между этими группами и получают по 2 сигнальные карточки: восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и, если считают выступление убедительным ,поднимают карточку с восклицательным знаком. Если возникает вопрос, недопонимание, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам. Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними, т.к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором….»
2 этап
Заполнение таблицы продолжениями цитат (мультимедиапроектор)
Добролюбов
|
Писарев
|
Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе
|
Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление
|
Решительный, цельный русский характер
|
Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
|
Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный
|
Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
|
У Катерины все делается по влечению натуры
|
Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве
|
В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…
|
Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
|
- такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.
|
Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
|
Нам отрадно видеть избавление Катерины.
|
Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением
|
Катерина….-луч света в «темном царстве»
|
Катерина…привлекательная иллюзия
|
3 этап
Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.
Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.
4 этап
После того, как все желающие высказались, обеим группам задается вопрос: «В чем причина столь разной оценки одного и того же образа?»
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова, времени написания статьи, другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы, разделяющие 2 статьи).
Вывод: что на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.
1. Взгляды Добролюбова на пьесу:
«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».
«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».
«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности,с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимныхотношений».
«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».
«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».
«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».
«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».
«Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».
2. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.
«Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.
Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.
Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.
Оценка самоубийства как действия неожиданного.
3. Взгляды Ап. Григорьева.
Народность — главное в творчестве Островского.
Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
- Итог урока.
Самоанализ групп:
- Было ли интересно работать над своими темами?
- Что удалось?
- В чем испытали трудности?
- Что узнали нового?
- Какие навыки в речевом общении на приобрели?
- Над чем можно было бы еще поработать?
- Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
- Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?
- Домашнее задание. Подготовиться к сочинению-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения) «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»
|