Ход урока:
1. Актуализация. Любовь в жизни человека; любовная лирика, её роль в русской литературе (слово учителя)
2. Целеполагание. Понятийный аппарат.
3. Словарная работа: художественная деталь, сюжет, композиция; любовная лирика, философская лирика
4. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений
«Песня последней встречи»
- Каковы ваши впечатления? От чьего лица ведётся речь? Почему стихотворение так называется? Найдите художественную деталь, помогающую передать эмоциональное состояние лирической героини («Я на правую руку надела перчатку с левой руки» - перчатка).
«Хочешь знать, как всё это было?..»
- Объясните слова литературоведа А.Павловского: «Ахматова достигла большого мастерства в создании «романа-миниатюры», опираясь на тексты конкретных стихотворений. Как бы вы охарактеризовали особенность композиции прочитанных стихотворений?
«Смятение»: анализ сюжета, образов; художественная деталь в стихотворении («красный тюльпан,/Тюльпан у тебя в петлице»)
- Как вы понимаете слова А.Т.Твардовского о «благородном лаконизме» стихотворений А.Ахматовой? Какова роль художественной детали в структуре всех прочитанных произведений?
«Я научилась просто, мудро жить…»
- Согласны ли вы с критиками, охарактеризовавшими язык стихотворения как «обиходно-бытовой»? Как связана эта черта стиля с содержанием стихотворения? Можно ли говорить об эволюции чувства любви, выраженного в стихотворениях А.Ахматовой разных лет? Расскажите, как вы понимаете слова Н.Скатова: «…открывается выход из мира камерной, замкнутой эгоистической любви-страсти к подлинно великой земной любви и больше – вселюбви, для людей и к людям».
5. Краткий обзор жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой (обзор преподавателя)
«Приморский сонет». Авторское чтение. Обсуждение: художественное своеобразие; связь любовной лирики и философской. «Есть центр, который сводит к себе весь остальной мир её поэзии, оказывается её основным нервом, её идеей, принципом. Это любовь», - утверждал литературовед Н.Скатов. Подтвердите это, опираясь на текст сонета и стихотворений разных лет.
6. Создание письменного развёрнутого высказывания - ответа на проблемный вопрос: «Почему литературоведы называют стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи» «рассказом в стихах»?
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Ахматовой о любви (по выбору).
|