Суббота, 20/Апреля/2024, 16:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт преподавателя

Категории раздела
Мои файлы [23]
презентации по литературе [13]
М.Е.Салтыков -Щедрин.Сказки.
презентации по русскому языку [4]
Учебные программы [16]
Доклады [6]
презентация по литературе [5]
Родная природа в лирике С.А.Есенина
уроки по русскому языку [2]
участие студентов в конкурсах [1]
Участие студентов во всех внеклассных мероприятиях на разном уровне
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » презентации по литературе

Презентация. Пушкин о назначении поэта и поэзии
[ Скачать с сервера (381.0 Kb) ] 16/Декабря/2014, 19:05

Тема: А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии

Цель урока:

1.     Обучающая:

- познакомить с деятельностью А.С.Пушкина;

- раскрыть его взгляды на назначение поэта и поэзии;

- обучить анализу стихотворения «Пророк».

2.     Развивающая

- развивать умение анализировать лирическое

- произведение, выделяя основные литературные приёмы;

3.     Воспитательная:

- на примере стихотворения А.С.Пушкина  «Пророк» воспитать у обучающихся «чувства добрые», утверждать главные ценности человеческой жизни: любовь, милосердие, веру, нравственную основу жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, иллюстрации разных периодов жизни Пушкина

Методические приёмы: слово преподавателя, выразительное чтение и анализ стихотворения; беседа по теме урока.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего  задания

Формулировка задания:

-Вспомните о жизни поэта в Одессе и в Михайловском. Какие обстоятельства жизни привели его туда? Какие произведения были созданы в это время

 

Ответ на вопрос:

Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своём творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного  слова.

                                  Поэзия, как ангел – утешитель,

                                  Спасла меня, и я воскрес душой,-

писал он позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил…»

3.Всесторонняя проверка знаний

-Тему поэта и поэзии, об особой роли поэзии Пушкин говорит не в одном стихотворении. Назовите стихотворения, в которых поэт обращается к этой теме? Сделайте вывод.

(ответы обучающихся)

Вывод: Это стихотворения

-«Разговор книгопродавца с поэтом»

-«Поэт», «Поэту», «Памятник»,

-«Эхо».

В них А.С.Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.

4.Объяснение нового материала.

а) Слово преподавателя. Презентация-лекция

-Сегодня мы продолжим тему, которую затронули на прошлом уроке и выясним, почему А.С.Пушкин считает поэзию трудным и ответственным делом, чем поэт отличается от простых смертных людей, почему он понимает, слышит то, чего не видит, не слышит и не понимает обыкновенный человек. А поможет нам в этом -

Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».

б) прослушивание записи  стихотворения «Пророк».

в) Беседа:

-Каково Ваше первоначальное восприятие данного стихотворения?

г) Сообщение учащегося об истории создания стихотворения:

- Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное, в нём изображён процесс перерождения человека в мудрого пророка.

В образе пророка, как и в «Подражаниях Корану» Пушкин разумел поэта . Картина, изображенная Пушкиным , в нескольких мелких деталях восходит к 6 главе Книги Исаии в Библии (шестикрылый Серафим с горящим углём в руке). Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания посвящённых событиям 14 декабря.

М.П.Погодин объяснял П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 года «Пророк» он написал, ехавши в Москву в 1826г. Должны быть 4 стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим») Остальные 3 стихотворения были уничтожены и до нас не дошли. Вариант первого стихотворения «Пророка» - «Великой скорбию томим», имеющийся в записи Пушкина, относится, по–видимому, к первоначальной редакции текста.

Под проком Пушкин подразумевал поэта, следовательно, себя. Значит, в этом стихотворении происходит рождение поэта из обыкновенного человека.

 

5. Анализ стихотворения. Комментарий.

Памятка: «План анализа лирического стихотворения».

 

Слово преподавателя:

-Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих произведений. Обращение к Библии позволит нам лучше понять литературное произведение, стихотворение Пушкина. (Знание первоисточника всегда способствует пониманию художественного произведения).

-Книга Пророка Исаии, гл.6.(чтение учителем отрывка).

-Сопоставим лексический план отрывка из Библии и стихотворения «Пророк»:

Библия

«Пророк»

-Тогда прилетел ко мне один из Серафимов;

-И в руке у него горящий уголь;

-коснулся уст моих и сказал;

-и услышал я голос Господа;

-И сказал Он: пойди и скажи этому народу

-И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился

-И уголь, пылающий огнём;

-И он к устам моим приник;

-И Бога глас ко мне воззвал…

-Глаголом жги сердца людей!

-Слово преподавателя: Какой вывод мы можем сделать, сопоставляя первоисточник и стихотворение «Пророк»?

-Ответы обучающегося.

Вывод:

 Пушкин опирается на текст Библии, видит своё назначение как поэта нести свет и истину людям. Образ библейского пророка, спасающего свой народ, служит  для Пушкина примером.

-Слово преподавателя (микровывод).

Однако в Библейском тексте перерождение простого человека в пророка не так мучительно, как в стихотворении Пушкина. Серафим в Священном Писании лишь очищает уста грешника, в «Пророке» же мы видим полное перерождение человека.

-Беседа:

-Как передаёт Пушкин приход высшего знания к пророку?

(Ответ обучающегося,  подтверждающийся строчками стихотворения:

                   Моих ушей коснулся он,-

                   И их наполнил шум и звон:

                   И внял я неба содроганье…)

-Как передаёт поэт, что лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредущий по жизни как по мрачной пустыне, вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», мгновенно преобразуется, а жизнь его озаряется новым светом- светом понимания истины?

                   (Ответ обучающегося: Это передаётся в строках:

                   Перстами лёгкими как сон

                   Моих зениц коснулся он:

                   Отверзлись вещие зеницы,

                   Как у испуганной орлицы).

-Духовное очищение невозможно без страданий, без тяжкой работы над собой. В каких строчках стихотворения мы видим это?

       (Ответы обучающихся).

Слово преподавателя . Микровывод:

-Через мучение, через страдания человек становится пророком.

            Как труп в пустыне я лежал,

            И Бога глас ко мне воззвал:

            «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

            Исполнись волею моей,

            И, обходя моря и земли,

            Глаголом жги сердца людей ».

Таким высоким гражданским призывом заканчивается стихотворение.

Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках:

«Глаголом жги сердца людей ».

Слово преподавателя:

-чтобы понять авторский замысел, необходимо внимательно проанализировать художественно- изобразительные средства языка.

Беседа:

-Какие эпитеты, метафоры и др. выразительные средства языка вы отметили в стихотворении «Пророк»? Какова их роль в стихотворении?

Ответы обучающихся:

Эпитеты: «духовный», «мрачной», «вещий», «лукавый», «празднословный» и др.

метафоры: «духовная жажда», «мрачная пустыня», сравнения:

                   «отверзлись вещие зеницы,

                   как у испуганной орлицы… »

Вывод:

Все эти выразительные средства языка помогают глубже понять замысел поэта – донести до читателя мысль о том, что Пророк – это истолкователь воли Бога, защитник угнетённых, это избранник Божий, а поэт – пророк имеет призвание служить людям, тревожить их мысль, волновать их чувства и побуждать к постижению жизни.

Работа над лексикой.

Словарная работа.

-Выделите устаревшие слова в стихотворении и их роль. (Влачиться, перст, зеница, уста,  десница,  виждь и др.)

-Поэт использует и церковнославянизмы, которые сохранились и в современном русском языке: угль, глагол, внимать, восстать, воззвать, рассек.

Эти слова  используются, чтобы передать значение всех этих действий и предметов, по других, изменившихся, более возвышенных.

Славянизмы придают торжественность языку стихотворения, они нужны для того, чтобы показать таинственность, всевышнюю силу, которая преобладает в стихотворении, показать глубокий смысл стихотворения.

-Назовите слова, присущие Библейской лексике. Какова её роль?

     (Ответы обучающихся: серафим, Бог, горний, ангел и др.)

Эта лексика нужна в стихотворении, потому что пророк доносит до людей не свои собственные мысли, а то, что он услышал от Бога.

Подведение итогов урока:

Обобщающее слово преподавателя:

-Итак, сегодня на уроке мы познакомились ещё с одним стихотворением А.С.Пушкина, посвящённым теме поэта и поэзии, узнали историю его возникновения; первоисточник, на который опирался поэт при написании «Пророка», провели сопоставительный анализ Библейского текста и стихотворения, выяснили роль изобразительно-выразительных средств языка, провели словарную работу, прокомментировали устаревшие слова, церковнославянизмы и их значение.

Информация о домашнем задании:

Дома письменно ответьте на вопросы:

1. Каким представляется А.С.Пушкину поэт - пророк? В чём его высокое предназначение?

2. Пользуясь Словарём живого великорусского языка В.И.Даля и Этимологическим словарём русского языка М.Фасмера дайте комментарий и значение следующих слов (слова записаны на доске):

«духовной», «пустыня», «перепутье», «Серафим», «вещий», «горний», «лукавый», «мудрая», «пылающий», «воззвать».

Выставление оценок за урок:

1. За сообщение учащегося об истории создания стихотворения «Пророк»;

2. За участие в беседе;

3. За выводы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.А.С.Пушкин. Лирика.-  М.: Худ. литература, 1983г.

2.Митрополит Антоний. О Пушкине.- М.: Студия «ТРИТЭ» - «Российский Архив», 1991г.

3.В.Непомнящий. Лирика Пушкина как духовная биография.-  М.: изд-во МГУ, 1999г.

4.Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе. - М., Просвещение, 1984г.

5.Е.Г.Борлсова. Комментарий как основной герменевтический инструмент.

6.Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы под ред. Н.И.Громова.- М., Просвещение, 1982г.

 

Категория: презентации по литературе | Добавил: goldstar
Просмотров: 2891 | Загрузок: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz